Фокус-группа

Вот уже более 70 лет с момента написания американским социологом Робертом Мертоном книги «Фокусированное интервью» фокус-группы как метод получения информации прочно вошли в арсенал социологов и маркетологов. Именно в маркетинговых исследованиях фокус-группы в силу их видимой простоты организации сегодня используются чаще всего. Однако организация проведения фокус-групп - это многоступенчатый процесс, требующий профессионального подхода.

Что такое фокус-группа?

По сути фокус-группа – это групповое интервью, дискуссия (не более 10 человек), целью которой является выявление мнений, привычек, поведения людей в каких –либо сферах, по какой-либо тематике. Другой вопрос, что тематика может быть совершенно разной: от политики до здравоохранения.
Отличие от социологических опросов (которые также измеряют отношение людей), пожалуй, можно выделить принципиально одно: результаты фокус-групп носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер.
Мы склонны согласиться с Ольгой Мельниковой, автором книги «Фокус-группы в маркетинговом исследовании», что фокус-группа - это метод качественного исследования, это не альтернатива количественным опросам. Однако результаты фокус-групп не должны стать единственным путем и своеобразной панацеей для:

  • Оценки уровня продаж товара или услуги;
  • Определения уровня запоминаемости рекламы, который был или будет достигнут при проведении рекламной кампании;
  • Определения наилучшей упаковки;
  • Планирования системы повторных покупок;
  • Определения оптимальной цены продукта

Что дают фокус-группы?

Несмотря на то, что результаты-фокус групп в целом носят рекомендательный характер, их проведение - это достаточно эффективный способ в сжатые сроки и в условиях небольшого бюджета узнать отношение аудитории к различным аспектам действительности.

За время реализации метода фокус-групп можно выделить следующие аспекты, где их применение стало наиболее эффективно:

  • Исследование отношения к концепту продукта;
  • Выявление отношения к концепциям позиционирования;
  • Исследования отношения, привычек и потребления;
  • Оценка концепций упаковки товара;
  • Оценка содержания рекламных материалов;
  • Оценка отношения и мотивации персонала предприятия;
  • Генерация идей в различных областях знания.

Как провести фокус-группу?

Методика и техника проведения фокус-групп не так проста, как может показаться на первый взгляд. Это не небольшой опросик в своем кабинетике четырех-пяти коллег, знакомых, соседей по офису. Процесс сбора, обработки и анализа информации при использовании фокус-группы выглядит следующим образом:

1. Подготовительный этап. Определение цели и задач фокус-групп (брифинг). Календарные сроки. Оценка необходимых ресурсов. Расчет оптимального бюджета, включая вознаграждения участникам.

2. Процедурный этап. Определение количества и вида фокус-групп (мини-группы, пир-группы, расширенные креативные группы и т.п);

Рекрутирование участников (отбор участников по социально-демографическим (пол, возраст, образование), психографическим (например, низкий уровень риска) и потребительским предпочтениям (например, владение определенной маркой автомобиля);

Разработка топик-гайда (сценарий фокус-группы, вопросы для обсуждения, проективные методики).

3. Полевой этап. Непосредственное проведение фокус-групп в специально оборудованном помещении).

4. Обработка данных. Расшифровка аудио и видеозаписей фокус-групп, транскрибирование.

5. Отчет. Презентация исследования (графическая визуализация, интерпретация данных). Основные выводы. Разработка рекомендаций.

Что в результате вы получите?

Мы предложим вам релевантный оценке ситуации и бюджету вид фокус-группы грамотно составленный топик-гайд, квалифицированных модераторов, соблюдение всех правил проведения фокус-группы, индивидуально проработанную презентацию данных в зависимости от вашей бизнес-задачи.

      Выберите нас!

      В нашем штате высококвалифицированные специалисты (кандидаты наук, проходившие стажировку в Институте Социологии РАН), профессиональные социологи-практики с 15-летним опытом организации и проведения фокус-групп в различных сферах.

      Кейсы

      «Молочка» — это конкурентная категория, где быть заметным отнюдь не просто среди бесконечных коров, зеленых лугов и бабушек.
      Несмотря на популярность привычной мясной розницы, клиент решил развивать новое направление. Когда мы узнали какое конкретно, то всецело поддержали клиента и словом, и делом.
      Этот проект интересен самим продуктом и своим развитием. Начав с разработки позиционирования для линейки спредов «Косов», мы пришли еще и к редизайну их упаковки.
      Оставьте свой номер, и мы перезвоним вам!
      Или вы можете позвонить нам:
      8 (909) 743-88-67
      Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных