Методика и техника социологических и маркетинговых исследований вопреки расхожему мнению не ограничивается составлением «анкетки». Процесс сбора, обработки и анализа информации должен осуществляться профессионалами и включать в себя следующие этапы:
1. Подготовительный этап. Определение цели и задач опроса. Календарные сроки. Оценка необходимых ресурсов (материальных и людских затрат). Расчет оптимального бюджета.
2. Процедурный этап.
- Определение вида опроса: оффлайн - уличный, телефонный, квартирный; онлайн-опрос.
- Разработка анкеты: вступительные, основные и заключительные блоки, количество вопросов, верстка.
- Виды вопросов (открытые, закрытые; альтернативные-вопросы-меню; прямые и косвенные, личные и безличные вопросы, ретроспективные и проективные вопросы).
- Расчет выборки (установление необходимого объема выборки, расчеты репрезентативной ( т.е способной отображать мнения района, города, страны) выборки. Установление зависимости типа и способа выборки от целей исследования.
3. Полевой этап: непосредственный опрос респондентов (населения города, определенной целевой аудитории) профессиональными интервьюерами.
4. Обработка и анализ данных (использование компьютерных программ (SPSS, Vortex) при обработке данных. Распределение полученных данных: группировка и связи.
5. Отчет по итогам социологического и маркетингового исследования (графическая визуализация данных, взаимосвязь переменных (интерпретация данных в зависимости от пола, возраста, дохода и т.п). Основные выводы. Разработка рекомендаций.